Предприниматели всего мира самым серьезнейшим образом относятся к бизнесу, связанному с филателией. Годовые обороты крупнейших филателистических фирм составляют многие десятки миллионов евро. Филателистические материалы регулярно помещают в своих каталогах всемирно известные аукционы. Около 10% бюджетных поступлений от выпуска и продажи марок получают такие государства, как Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн. А как обстоят дела в России?
Большие успехи маленькой марки
Почта РоссииНесмотря на то что история почты в разных странах насчитывает многие сотни и даже тысячи лет, первая почтовая марка, знаменитый «Черный пенни», появилась сравнительно недавно - в 1840 году в Великобритании. Приоритет англичан в этой области до сих пор оспаривается, но очевидно, что в XIX веке сама идея появления «знаков почтовой оплаты», как говорится, уже витала в воздухе. Зарождение новых экономических процессов, развитие национальных рынков, рост внешней торговли и средств сообщений предъявляли новые требования к работе почтовых служб. Чтобы в интересах развивающихся капиталистических отношений обеспечить все возрастающий почтовый обмен, предстояло значительно усовершенствовать доставку письменной корреспонденции. Реформа английской почтовой службы, в результате которой и появились первые знаки почтовой оплаты - марки, позволила осуществить поставленные новыми экономическими отношениями задачи, в несколько раз увеличить объемы личной и деловой переписки. Так почтовая марка - одно из гениальных изобретений человечества - способствовала прогрессу в области экономики и культуры.
Маленькие цветные картинки, служащие знаками почтовой оплаты, родившись на берегах «туманного Альбиона», в скором времени появились и в других европейских почтовых ведомствах. А в конце XIX века началось победное шествие новейшей по тому времени почтовой технологии по всему миру. Почтовые марки на конвертах и открытках, бандеролях и посылках, с присущей им настырной способностью, проникали в самые удаленные уголки мира. И, конечно, появление крошечной миниатюрной графики не могло оставить равнодушными любителей коллекционирования. Имя первого коллекционера остается до сих пор спорным, но, без сомнения, датой появления нового вида коллекционирования можно смело считать 1 мая 1840 года - день выхода первых английских почтовых марок. Сейчас, спустя более 160 лет, по статистике ООН, каждый 15-й житель Земли в той или иной степени увлечен филателией - так с легкой руки Жоржа Эрпена, президента созданного в 1865 году Парижского общества коллекционеров, стали называть собирателей почтовых миниатюр.
Филателисты - кто они?
Люди всегда что-то собирали и будут собирать, пока существует человечество. И не мало случаев, когда плоды этой кропотливой работы имели огромную социальную значимость. Нелишне напомнить, что с собрания известных московских коллекционеров живописи братьев Третьяковых, переданного в 1892 году в дар городу Москве, берет свое начало знаменитая Третьяковская галерея. Впервые слово «коллекция» упоминается в дошедшей до нас речи римского императора Цицерона еще до наступления новой эры. Подсчитано, что количество объектов собирания доходит до 700: от экзотичных дорогостоящих яхт или фигурных тепловых аэростатов до почти детских увлечений собиранием пуговиц, трамвайных билетов и фантиков от конфет. Проведенные в нашей стране в советское время исследования показали, что увлечение коллекционированием распространено значительно шире, чем многие предполагают. Этому хобби посвящают свой досуг более половины россиян различных возрастов, причем значительная часть из них - филателисты. В 70-е годы прошлого века только членов Всесоюзного общества филателистов (ВОФ) в нашей стране насчитывалось около 400 тысяч человек, а собирали марки миллионы людей. В этой гигантской армии ценителей почтовых миниатюр были и есть свои маршалы и генералы, офицеры и солдаты. Движение вперед, успех, как и в армии, определяет самый первый и массовый слой - рядовые коллекционеры. Кто-то со временем отходит от юношеского увлечения, другие становятся неутомимыми собирателями почтовых миниатюр, готовыми, как говорится, «душу отдать за марки», пытливыми исследователями истории почты, настоящими «профессорами филателистических наук». Среди людей, когда-то занимавшихся и сейчас увлеченных филателией, немало выдающихся имен как у нас в стране, так и за рубежом: политических деятелей, писателей и поэтов, ученых и конструкторов, военачальников и флотоводцев, музыкантов и космонавтов, спортсменов и журналистов. Но это не значит, что «увлечение века» удел лишь интеллектуалов. Процент образованных, интеллигентных людей среди филателистов не больше, чем в какой-то любой области человеческой деятельности. Но, как правило, это люди удивительных, глубоких и интересных знаний, хотя иногда в весьма узкой области. Несмотря на человеческое многообразие филателистического сообщества: от английской королевы и профессора МГУ до грузчика в магазине продуктов или школьника - это тем не менее достаточно замкнутый мир со своими правилами, традициями и принципами, главный из которых - «не быть скопидомом». Как считает один из авторитетнейших коллекционеров Москвы, председатель правления Московского общества филателистов Анатолий Девятин, «марку, особенно парную, надо отдавать тому, кому она более нужна, потому что, во-первых, хорошая коллекция должна пополняться, и, во-вторых, это коммерчески выгодно». И здесь мы подошли к тому, что филателия - это занятие, которое приносит не только моральное удовлетворение, но и возможную материальную выгоду.
Уступив первенство лишь нумизматике, филателия по доходности оставила далеко позади увлечения по собиранию драгоценных камней, живописи и скульптуры, антиквариата и прочая-прочая, вплоть до наклеек от сигарет и пивных банок. По мнению президента Союза филателистов России (СФР), дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Виктора Горбатко «коллекционирование почтовых марок приносит в год не менее 15-20% дохода». И с этим трудно не согласиться, ведь речь идет пока только об обычном росте цен на услуги связи. «Марка никогда не теряет своей первоначальной стоимости, она может только дорожать, - уверен и другой, не менее авторитетный человек в области филателии, вице-президент СФР Виктор Синегубов, бывший морской офицер, журналист и страстный коллекционер. - И дорожать она может весьма значительно».
Раритеты
Даже начинающие филателисты знают, что есть марки, чья цена значительно выше номинала. Речь идет о тех редкостях, тираж которых был ограничен или при изготовлении в них вкралась ошибка. Примером дорогостоящих раритетов, оставшихся иногда в единственном числе, можно назвать немало марок. Наиболее известные и дорогие филателистические редкости - легендарный «Голубой Маврикий» и Британская Гвиана - самая редкая марка мира, выпущенная в 1856 году в одной из английских колоний. Есть и другие. Квартблок знаменитой марки США, известной под названием «Перевернутая Дженни», с номером печатной формы, существующий в единственном экземпляре, в конце 2005 года на аукционе в Нью-Йорке был продан за сумму в 2,7 миллиона долларов. Марка с изображением самолета «Кертис-Дженни» была выпущена в 1918 году специально для авиапочтовых отправлений. Один из отпечатанных листов, содержащий 100 марок, оказался с браком - перевернутым центром. Его цена не превышала 20 долларов. Счастливый покупатель, обнаружив дефект, благоразумно не стал предъявлять претензий к почтовому ведомству, а продал лист за 15 тысяч долларов, вполне приличную по тем временам сумму. Надо отметить, что сейчас подобные марки с нормальным изображением стоят несколько сот долларов, цена перевернутого вверх тормашками биплана приближается к 100 тысячам долларов. А перевернутый раритет с номером стал уже миллионером. Нынешняя стоимость бракованного 100-марочного выпуска уже превысила 10 миллионов долларов. Но есть и не менее занятные случаи. Шведская марка 1855 года стала не меньшим уникумом тоже из-за досадной типографской оплошности. В отличие от своих сестер по выпуску, которые были сплошь зеленого цвета, она стала желтой. Спустя 30 лет после выпуска мальчишка отыскал маленькую «желтую дурнушку» в коллекции своего деда и вскоре продал ее всего за 7 крон. Неискушенный в филателии молодой швед не мог и предвидеть, какую головокружительную карьеру сделает его случайная находка. В 1998 году стоимость марки перевалила за 1,5 миллиона евро, превысив номинальную стоимость более чем в 400 миллионов раз!
Есть удивительные и весьма дорогостоящие редкости и в нашем Отечестве, вполне сравнимые по значимости с «Британской Гвианой» и «Маврикием». Это, прежде всего, редкие выпуски так называемых земских почтовых марок. В отличие от государственных марок, имеющих хождение в России с 1858 года, марки земства появились вслед за отменой крепостного права и проведением земской реформы. Подобные почтовые миниатюры выпускались и имели хождение только в определенном регионе России. Марки земства резко отличались от прекрасных, «царственно элегантных», но однообразных государственных ЗПО тиражами, размерами, сюжетами, качеством изготовления. Самыми редкими считаются «Тифлисска яуника» - марка Тифлисской городской почты, выпущенная еще до появления общегосударственных знаков почтовой оплаты в 1857 году, и марка Котельнической земской управы Вятской губернии 1869 года. Кроме марок - редкостей и марок - курьезов с ошибками при печати весьма ценятся миниатюры, выпускавшиеся ныне не существующими государствами. В нашей стране, например, это марки Республики Тыва, которая сейчас входит в состав России. Не многие знают или помнят «географические новости» о том, что в тридцатые годы республика обладала статусом независимого государства и выпускала собственные ЗПО, некоторые из них ныне оцениваются в сотни и тысячи долларов США. Но все эти дорогостоящие марки, скажет читатель, для состоятельных людей. Да и вообще стоит ли выкладывать деньги за кусочек бумаги с рисунком?
Можно ли заработать на марках?
Примеры проведения многочисленных аукционов, где продаются филателистические материалы, показывает, что не только можно, но и заработок этот может быть весьма значительным как для частных лиц, так и организаций и даже, как упоминалось выше, целых государств. Солидную прибыль получают, во-первых, почтовые ведомства, производящие эмиссию. Рентабельность услуг по продаже художественных марок весьма велика, и доходит до 500%. Марки, купленные на почте филателистами, осядут в их альбомах и кляссерах и только в 5-10% случаев будут использованы по прямому назначению - оплачивать услугу почты по пересылке почтовой корреспонденции. Австралийская почтовая служба, например, засчитала в свой актив прибыль около 73 миллионов долларов, выпустив марки с изображениями атлетов-земляков, получивших золотые медали на Олимпиаде в Сиднее. Только в первый день продажи было реализовано 15 миллионов марок. Миллионные обороты имеют филателистические фирмы и аукционы, осуществляющие торговлю филателистическими материалами и сопутствующими им товарами. Еще одна, и весьма многочисленная, категория тех, кто получает доходы от торговли марками - это дилеры. Специалисты считают, что капиталоемкость рынка филателии в России доходит до 80 миллионов долларов, причем Почта России продает ежегодно не более 5% от этой суммы. Остальное отдано на откуп предприимчивым бизнесменам от филателии. Частные торговцы, скупая на различных аукционах и перепродавая необходимые марки, получают свои 15-20% от их стоимости. На филателистической продукции зарабатывают и курьеры, перевозящие филателистические материалы через границу. В 2000 году специалисты Восточно-Сибирской оперативной таможни задержали гражданина КНР, который пытался незаконно перевезти в «Поднебесную» несколько тысяч марок СССР и РФ. Везут «челноки» марки зарубежных стран и в Россию. Учитывая то, что в почтовых филателистических салонах Москвы есть возможность очень ограниченной покупки филателистического материала из Белоруссии, Украины и Казахстана, то понятно, что те несколько десятков тысяч филателистов, собирающих марки иностранных государств, покупают их у предприимчивых дельцов, минуя государство и почту. Конечно, дорогостоящая перекупка иностранных филматериалов становится часто не по карману нынешним пенсионерам, составляющим большую часть отечественных собирателей марок. Увы, филателия «стареет». Однако в рядах современных «рыцарей марки и кляссера» появилось и новое поколение филателистов, людей, которые «за ценой не постоят».
Американский коллекционер Билл Гросс стал обладателем уникальной полной коллекции почтовых марок, выпущенных в США в XIX веке. Купив за рекордную цену в 2 миллиона 970 тысяч долларов четыре марки "Дженни", обменял их на редчайшую одноцентовую марку "Z Grill", выпущенную в 1868 году.
Инвестируйте в марки
Это достаточно обеспеченные люди, которые, испробовав другие способы употребления собственного капитала, выбрали филателию как возможность выгодного вложения денег. Как правило, коллекционеры подобного типа для приобретения нужного филателистического материала пользуются услугами проверенных дилеров. Марки ими покупаются обычно на аукционах, которые проводятся исключительно зарубежом. Очень часто хозяева таких покупок остаются безымянными, а известные раритеты иногда надолго оседают в частных коллекциях. Появляясь на очередных громких торгах, уникальные филателистические материалы значительно прибавляют в весе - их стоимость увеличивается, принося доход очередному бывшему владельцу.
Маленькие художественные миниатюры хранятся в шикарных альбомах и банковских сейфах, потому что стоят иногда дороже, чем яхты и бриллианты. Поэтому коллекционеры инвестиционного типа не любят рекламы - она опасна. Пока еще не столь широк круг новых русских собирателей, однако судя по тому, что многие ранее перемещенные коллекции начинают возвращаться в Россию, выгодное хобби увлекает все новых состоятельных людей. Причем, начав собирать марки для вложения накопившихся финансовых средств и приумножения капиталов, со временем богатые и расчетливые прагматики превращаются в страстных собирателей почтовых документов и марок. «Я начал свое собирание марок с небольших вложений, что-то около 1000 долларов, - вспоминает свой путь филателиста Сергей Р., один из российских собирателей почтовых раритетов. - Первоначально основной задачей было вложение собственных средств в эти, как мне казалось, интересные финансовые проекты. Через год, предварительно набив шишек на лбу, я уже вполне прилично разбирался во многих тонкостях филателии. А сейчас всерьез заболел этой «марочной заразой», но нисколько не жалею об этом. Свою нынешнюю жизнь без моих марочных альбомов и их пополнения я не представляю. Марки не только сделали мой досуг более разнообразным, но и, как в дальнейшем я смог убедиться, все мои вложения оказались выгодными. Моя коллекция при любых экономических потрясениях будет приносить дивиденды».
Но так бывает не всегда. Риск нарваться на дорогостоящую подделку и фальшивку вероятен даже на аукционах. Несмотря на существование определенной этики в среде коллекционеров, многие из которых хорошо знают друг друга, всегда существовали и находили доверчивого покупателя фальшивки, «новоделы» и лжераритеты, которые «впаривают» доверчивым новичкам искушенные дельцы от филателии. В этой области как раньше, так и сейчас продолжают действовать умельцы с мировым именем и целые творческие коллективы. Но даже громкие скандалы не могут подорвать доверия к почтовой марке, к ее обаянию, привлекательности и надежности. В Испании в сетях группы мошенников, создавших финансовую пирамиду и похитивших у доверчивых инвесторов 6 миллиардов долларов, оказались сотни тысяч людей. Организаторы привлекли вкладчиков обещаниями значительных доходов от вложения денег в фонд редкостных почтовых марок. Как выяснилось, стоимость коллекции была завышена, а некоторые марки оказались и вовсе поддельными. Испанская полиция проводит расследование, чтобы вернуть похищенное и успокоить негодующих бравых идальго. Однако сами марки, удивительные и прекрасные творения миниатюрной графики, здесь, конечно, ни при чем. Их любили, ценили и собирали, и будут продолжать это делать до тех пор, пока существует почтовая переписка.
Большие успехи маленькой марки
Почта РоссииНесмотря на то что история почты в разных странах насчитывает многие сотни и даже тысячи лет, первая почтовая марка, знаменитый «Черный пенни», появилась сравнительно недавно - в 1840 году в Великобритании. Приоритет англичан в этой области до сих пор оспаривается, но очевидно, что в XIX веке сама идея появления «знаков почтовой оплаты», как говорится, уже витала в воздухе. Зарождение новых экономических процессов, развитие национальных рынков, рост внешней торговли и средств сообщений предъявляли новые требования к работе почтовых служб. Чтобы в интересах развивающихся капиталистических отношений обеспечить все возрастающий почтовый обмен, предстояло значительно усовершенствовать доставку письменной корреспонденции. Реформа английской почтовой службы, в результате которой и появились первые знаки почтовой оплаты - марки, позволила осуществить поставленные новыми экономическими отношениями задачи, в несколько раз увеличить объемы личной и деловой переписки. Так почтовая марка - одно из гениальных изобретений человечества - способствовала прогрессу в области экономики и культуры.
Маленькие цветные картинки, служащие знаками почтовой оплаты, родившись на берегах «туманного Альбиона», в скором времени появились и в других европейских почтовых ведомствах. А в конце XIX века началось победное шествие новейшей по тому времени почтовой технологии по всему миру. Почтовые марки на конвертах и открытках, бандеролях и посылках, с присущей им настырной способностью, проникали в самые удаленные уголки мира. И, конечно, появление крошечной миниатюрной графики не могло оставить равнодушными любителей коллекционирования. Имя первого коллекционера остается до сих пор спорным, но, без сомнения, датой появления нового вида коллекционирования можно смело считать 1 мая 1840 года - день выхода первых английских почтовых марок. Сейчас, спустя более 160 лет, по статистике ООН, каждый 15-й житель Земли в той или иной степени увлечен филателией - так с легкой руки Жоржа Эрпена, президента созданного в 1865 году Парижского общества коллекционеров, стали называть собирателей почтовых миниатюр.
Филателисты - кто они?
Люди всегда что-то собирали и будут собирать, пока существует человечество. И не мало случаев, когда плоды этой кропотливой работы имели огромную социальную значимость. Нелишне напомнить, что с собрания известных московских коллекционеров живописи братьев Третьяковых, переданного в 1892 году в дар городу Москве, берет свое начало знаменитая Третьяковская галерея. Впервые слово «коллекция» упоминается в дошедшей до нас речи римского императора Цицерона еще до наступления новой эры. Подсчитано, что количество объектов собирания доходит до 700: от экзотичных дорогостоящих яхт или фигурных тепловых аэростатов до почти детских увлечений собиранием пуговиц, трамвайных билетов и фантиков от конфет. Проведенные в нашей стране в советское время исследования показали, что увлечение коллекционированием распространено значительно шире, чем многие предполагают. Этому хобби посвящают свой досуг более половины россиян различных возрастов, причем значительная часть из них - филателисты. В 70-е годы прошлого века только членов Всесоюзного общества филателистов (ВОФ) в нашей стране насчитывалось около 400 тысяч человек, а собирали марки миллионы людей. В этой гигантской армии ценителей почтовых миниатюр были и есть свои маршалы и генералы, офицеры и солдаты. Движение вперед, успех, как и в армии, определяет самый первый и массовый слой - рядовые коллекционеры. Кто-то со временем отходит от юношеского увлечения, другие становятся неутомимыми собирателями почтовых миниатюр, готовыми, как говорится, «душу отдать за марки», пытливыми исследователями истории почты, настоящими «профессорами филателистических наук». Среди людей, когда-то занимавшихся и сейчас увлеченных филателией, немало выдающихся имен как у нас в стране, так и за рубежом: политических деятелей, писателей и поэтов, ученых и конструкторов, военачальников и флотоводцев, музыкантов и космонавтов, спортсменов и журналистов. Но это не значит, что «увлечение века» удел лишь интеллектуалов. Процент образованных, интеллигентных людей среди филателистов не больше, чем в какой-то любой области человеческой деятельности. Но, как правило, это люди удивительных, глубоких и интересных знаний, хотя иногда в весьма узкой области. Несмотря на человеческое многообразие филателистического сообщества: от английской королевы и профессора МГУ до грузчика в магазине продуктов или школьника - это тем не менее достаточно замкнутый мир со своими правилами, традициями и принципами, главный из которых - «не быть скопидомом». Как считает один из авторитетнейших коллекционеров Москвы, председатель правления Московского общества филателистов Анатолий Девятин, «марку, особенно парную, надо отдавать тому, кому она более нужна, потому что, во-первых, хорошая коллекция должна пополняться, и, во-вторых, это коммерчески выгодно». И здесь мы подошли к тому, что филателия - это занятие, которое приносит не только моральное удовлетворение, но и возможную материальную выгоду.
Уступив первенство лишь нумизматике, филателия по доходности оставила далеко позади увлечения по собиранию драгоценных камней, живописи и скульптуры, антиквариата и прочая-прочая, вплоть до наклеек от сигарет и пивных банок. По мнению президента Союза филателистов России (СФР), дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Виктора Горбатко «коллекционирование почтовых марок приносит в год не менее 15-20% дохода». И с этим трудно не согласиться, ведь речь идет пока только об обычном росте цен на услуги связи. «Марка никогда не теряет своей первоначальной стоимости, она может только дорожать, - уверен и другой, не менее авторитетный человек в области филателии, вице-президент СФР Виктор Синегубов, бывший морской офицер, журналист и страстный коллекционер. - И дорожать она может весьма значительно».
Раритеты
Даже начинающие филателисты знают, что есть марки, чья цена значительно выше номинала. Речь идет о тех редкостях, тираж которых был ограничен или при изготовлении в них вкралась ошибка. Примером дорогостоящих раритетов, оставшихся иногда в единственном числе, можно назвать немало марок. Наиболее известные и дорогие филателистические редкости - легендарный «Голубой Маврикий» и Британская Гвиана - самая редкая марка мира, выпущенная в 1856 году в одной из английских колоний. Есть и другие. Квартблок знаменитой марки США, известной под названием «Перевернутая Дженни», с номером печатной формы, существующий в единственном экземпляре, в конце 2005 года на аукционе в Нью-Йорке был продан за сумму в 2,7 миллиона долларов. Марка с изображением самолета «Кертис-Дженни» была выпущена в 1918 году специально для авиапочтовых отправлений. Один из отпечатанных листов, содержащий 100 марок, оказался с браком - перевернутым центром. Его цена не превышала 20 долларов. Счастливый покупатель, обнаружив дефект, благоразумно не стал предъявлять претензий к почтовому ведомству, а продал лист за 15 тысяч долларов, вполне приличную по тем временам сумму. Надо отметить, что сейчас подобные марки с нормальным изображением стоят несколько сот долларов, цена перевернутого вверх тормашками биплана приближается к 100 тысячам долларов. А перевернутый раритет с номером стал уже миллионером. Нынешняя стоимость бракованного 100-марочного выпуска уже превысила 10 миллионов долларов. Но есть и не менее занятные случаи. Шведская марка 1855 года стала не меньшим уникумом тоже из-за досадной типографской оплошности. В отличие от своих сестер по выпуску, которые были сплошь зеленого цвета, она стала желтой. Спустя 30 лет после выпуска мальчишка отыскал маленькую «желтую дурнушку» в коллекции своего деда и вскоре продал ее всего за 7 крон. Неискушенный в филателии молодой швед не мог и предвидеть, какую головокружительную карьеру сделает его случайная находка. В 1998 году стоимость марки перевалила за 1,5 миллиона евро, превысив номинальную стоимость более чем в 400 миллионов раз!
Есть удивительные и весьма дорогостоящие редкости и в нашем Отечестве, вполне сравнимые по значимости с «Британской Гвианой» и «Маврикием». Это, прежде всего, редкие выпуски так называемых земских почтовых марок. В отличие от государственных марок, имеющих хождение в России с 1858 года, марки земства появились вслед за отменой крепостного права и проведением земской реформы. Подобные почтовые миниатюры выпускались и имели хождение только в определенном регионе России. Марки земства резко отличались от прекрасных, «царственно элегантных», но однообразных государственных ЗПО тиражами, размерами, сюжетами, качеством изготовления. Самыми редкими считаются «Тифлисска яуника» - марка Тифлисской городской почты, выпущенная еще до появления общегосударственных знаков почтовой оплаты в 1857 году, и марка Котельнической земской управы Вятской губернии 1869 года. Кроме марок - редкостей и марок - курьезов с ошибками при печати весьма ценятся миниатюры, выпускавшиеся ныне не существующими государствами. В нашей стране, например, это марки Республики Тыва, которая сейчас входит в состав России. Не многие знают или помнят «географические новости» о том, что в тридцатые годы республика обладала статусом независимого государства и выпускала собственные ЗПО, некоторые из них ныне оцениваются в сотни и тысячи долларов США. Но все эти дорогостоящие марки, скажет читатель, для состоятельных людей. Да и вообще стоит ли выкладывать деньги за кусочек бумаги с рисунком?
Можно ли заработать на марках?
Примеры проведения многочисленных аукционов, где продаются филателистические материалы, показывает, что не только можно, но и заработок этот может быть весьма значительным как для частных лиц, так и организаций и даже, как упоминалось выше, целых государств. Солидную прибыль получают, во-первых, почтовые ведомства, производящие эмиссию. Рентабельность услуг по продаже художественных марок весьма велика, и доходит до 500%. Марки, купленные на почте филателистами, осядут в их альбомах и кляссерах и только в 5-10% случаев будут использованы по прямому назначению - оплачивать услугу почты по пересылке почтовой корреспонденции. Австралийская почтовая служба, например, засчитала в свой актив прибыль около 73 миллионов долларов, выпустив марки с изображениями атлетов-земляков, получивших золотые медали на Олимпиаде в Сиднее. Только в первый день продажи было реализовано 15 миллионов марок. Миллионные обороты имеют филателистические фирмы и аукционы, осуществляющие торговлю филателистическими материалами и сопутствующими им товарами. Еще одна, и весьма многочисленная, категория тех, кто получает доходы от торговли марками - это дилеры. Специалисты считают, что капиталоемкость рынка филателии в России доходит до 80 миллионов долларов, причем Почта России продает ежегодно не более 5% от этой суммы. Остальное отдано на откуп предприимчивым бизнесменам от филателии. Частные торговцы, скупая на различных аукционах и перепродавая необходимые марки, получают свои 15-20% от их стоимости. На филателистической продукции зарабатывают и курьеры, перевозящие филателистические материалы через границу. В 2000 году специалисты Восточно-Сибирской оперативной таможни задержали гражданина КНР, который пытался незаконно перевезти в «Поднебесную» несколько тысяч марок СССР и РФ. Везут «челноки» марки зарубежных стран и в Россию. Учитывая то, что в почтовых филателистических салонах Москвы есть возможность очень ограниченной покупки филателистического материала из Белоруссии, Украины и Казахстана, то понятно, что те несколько десятков тысяч филателистов, собирающих марки иностранных государств, покупают их у предприимчивых дельцов, минуя государство и почту. Конечно, дорогостоящая перекупка иностранных филматериалов становится часто не по карману нынешним пенсионерам, составляющим большую часть отечественных собирателей марок. Увы, филателия «стареет». Однако в рядах современных «рыцарей марки и кляссера» появилось и новое поколение филателистов, людей, которые «за ценой не постоят».
Американский коллекционер Билл Гросс стал обладателем уникальной полной коллекции почтовых марок, выпущенных в США в XIX веке. Купив за рекордную цену в 2 миллиона 970 тысяч долларов четыре марки "Дженни", обменял их на редчайшую одноцентовую марку "Z Grill", выпущенную в 1868 году.
Инвестируйте в марки
Это достаточно обеспеченные люди, которые, испробовав другие способы употребления собственного капитала, выбрали филателию как возможность выгодного вложения денег. Как правило, коллекционеры подобного типа для приобретения нужного филателистического материала пользуются услугами проверенных дилеров. Марки ими покупаются обычно на аукционах, которые проводятся исключительно зарубежом. Очень часто хозяева таких покупок остаются безымянными, а известные раритеты иногда надолго оседают в частных коллекциях. Появляясь на очередных громких торгах, уникальные филателистические материалы значительно прибавляют в весе - их стоимость увеличивается, принося доход очередному бывшему владельцу.
Маленькие художественные миниатюры хранятся в шикарных альбомах и банковских сейфах, потому что стоят иногда дороже, чем яхты и бриллианты. Поэтому коллекционеры инвестиционного типа не любят рекламы - она опасна. Пока еще не столь широк круг новых русских собирателей, однако судя по тому, что многие ранее перемещенные коллекции начинают возвращаться в Россию, выгодное хобби увлекает все новых состоятельных людей. Причем, начав собирать марки для вложения накопившихся финансовых средств и приумножения капиталов, со временем богатые и расчетливые прагматики превращаются в страстных собирателей почтовых документов и марок. «Я начал свое собирание марок с небольших вложений, что-то около 1000 долларов, - вспоминает свой путь филателиста Сергей Р., один из российских собирателей почтовых раритетов. - Первоначально основной задачей было вложение собственных средств в эти, как мне казалось, интересные финансовые проекты. Через год, предварительно набив шишек на лбу, я уже вполне прилично разбирался во многих тонкостях филателии. А сейчас всерьез заболел этой «марочной заразой», но нисколько не жалею об этом. Свою нынешнюю жизнь без моих марочных альбомов и их пополнения я не представляю. Марки не только сделали мой досуг более разнообразным, но и, как в дальнейшем я смог убедиться, все мои вложения оказались выгодными. Моя коллекция при любых экономических потрясениях будет приносить дивиденды».
Но так бывает не всегда. Риск нарваться на дорогостоящую подделку и фальшивку вероятен даже на аукционах. Несмотря на существование определенной этики в среде коллекционеров, многие из которых хорошо знают друг друга, всегда существовали и находили доверчивого покупателя фальшивки, «новоделы» и лжераритеты, которые «впаривают» доверчивым новичкам искушенные дельцы от филателии. В этой области как раньше, так и сейчас продолжают действовать умельцы с мировым именем и целые творческие коллективы. Но даже громкие скандалы не могут подорвать доверия к почтовой марке, к ее обаянию, привлекательности и надежности. В Испании в сетях группы мошенников, создавших финансовую пирамиду и похитивших у доверчивых инвесторов 6 миллиардов долларов, оказались сотни тысяч людей. Организаторы привлекли вкладчиков обещаниями значительных доходов от вложения денег в фонд редкостных почтовых марок. Как выяснилось, стоимость коллекции была завышена, а некоторые марки оказались и вовсе поддельными. Испанская полиция проводит расследование, чтобы вернуть похищенное и успокоить негодующих бравых идальго. Однако сами марки, удивительные и прекрасные творения миниатюрной графики, здесь, конечно, ни при чем. Их любили, ценили и собирали, и будут продолжать это делать до тех пор, пока существует почтовая переписка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий